Мордвы верования

Мордвы верования
   Мордва коренной народ Поволжья (числ. 1 153 987 чел.). Осн. его часть проживает в Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской и Нижегородской обл. РФ, Татарстане, Башкортостане, Чувашии. В Мордовской Республике живет 29 % всей численности мордвы (313 420 тыс. чел.). Это составляет 32,5 % населения республики, доля же русских превышает 60 %, татар около 5 %. Более 61 % мордвы проживает в сельской местности.
   В мордовском этносе выделяются два субэтноса: мокша (75 %) и эрзя (25 %), говорящие на близкородственных языках, и три этнографические группы: мордва-терюхане (обрусевшая часть народа, проживает на территории Нижегородской обл.), мордва-каратаи (имеют татарский язык общения, но исповедуют правосл. веру, живут в Татарстане), мордвашокша (по языку они близки к эрзянам и мокшанам).
   С 18 в. мордва числятся православными. Испытывая «великие обиды и разорения» от распространителей новой религии, мордовский народ пытался сохранить свои языческие традиции. Однако под влиянием достаточно интенсивных русско-мордовских этнокультурных контактов народные верования постепенно теряли свою целостность и значительно трансформировались.
   Традиционные верования мордвы сложились в условиях патриархально-общинного строя. Главенствующее положение в них играли семейно-родовые и общинные аграрные культы. Определенное влияние на формирование мордовских верований оказали религ. представления иранцев, тюркских народов и племен, славянские языческие традиции.
   В пантеоне почитаемых богов, как и у всех волжских финно-угров, выделялись образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек. Почитались богини леса, воды, ветра, огня, покровительницы полей, плодородия и т. д. Существовали представления о земных духах-хозяевах азор, азоро, держателях кирди, владыках и царях инязор, оцязор. Выделялись божества покровители деревни, сельской общины (велень кирди азорава). У мордвы-эрзян известен образ избранного богом защитника и покровителя - эрзян кирди (эрзянского держателя), помогающего людям поддерживать добрые отношения с божествами.
   В числе небесных богов паз (слово иранского происхождения) почитались божества солнца (чи паз), грома (пурьгине паз) и молнии (ендол паз). Верховными богами в мордовском пантеоне считались небесные начала, участвующие в создании мира, Шкай (у мордвы-мокшан, слово имеет древнеиранское происхождение), Нишке (у мордвы-эрзян, слово имеет древнефинноугорское происхождение). Важное место в верованиях мордвы занимало почитание предков (покштят бабай). Божества и духи могли проявлять себя как доброе, так и злое начало в зависимости от поступков людей. Носителем зла считался шайтан.
   Мордовские крестьяне большое значение придавали семейным и деревенским (общинным) праздникам с жертвоприношениями в честь покровителей земледелия. Моления проходили в поле или в периодически назначаемом общиной доме. Они были направлены на достижение благополучия в земледелии и животноводстве, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности людей, усмирение недоброжелательных сил и приобщение к повседневным делам людей начал добра.
   Профессиональных служителей дохрист. культа у мордвы в 18–19 вв. не было. Молениями руководили сведущие в традиционных обрядах выборные мужчины или женщины. Иногда руководители молений, как это было у мордвытерюхан в 1804, выступали инициаторами движения за возврат в язычество. Лидер движения Кузьма Алексеев получил широкую известность под именем «Кузька мордовский бог».
   В 19 нач. 20 в. Правосл. церковь обрела в Мордовии достаточно прочное положение. В нач. века здесь насчитывалось более 500 храмов, молитвенных домов, монастырских зданий. Мордовские прихожане исправно выполняли свои религ. обязанности, посещали церкви, крестились, венчались, исповедовались, отпевали покойников. Наряду с этим они периодич. проводили дохрист. обряды и соблюдали древние обычаи.
   Мордва, восприняв христ-во, значительно модифицировала его в духе традиционных верований. Христ. святые были наделены чертами древнемордовских божеств. Особо почитались Николай Угодник, Ильяпророк, апостолы Петр и Павел, св. Флор и Лавр и др. Во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходили традиционные моления языческим покровителям, выполнялись всевозможные магические обряды. В народном представлении иконы, кресты, пасхальные яйца, троицкие березки и др. наделялись сверхъестественными свойствами. Во время болезней, несчастий мордовские крестьяне поклонялись особо чтимым иконам в монастырях и часовнях.
   Определенное влияние на сознание верующих оказывали старообрядцы (см. Старообрядчество). В нач. 19 в. среди части мордвы распространилось учение молокан. В 30-е гг. они заявили, что в 1836 наступит второе пришествие Христа, и призывали отправиться на Кавказ к Араратской горе, чтобы воздвигнуть там Новый Иерусалим. Поверив сектантам, мордва-молокане в 1836 выехали на постоянное жительство в Армению.
   В советский период многие церкви и монастыри были закрыты. К 1936 их кол-во уменьшилось в 2 раза (сохранилось 266 культовых зданий), в годы войны служба проводилась лишь в нескольких церквах. Сокращалась численность духовенства. Тем не менее правосл. традиции сохранялись. Скрытно проводились крещения и отпевания, отмечались правосл. праздники. Верующие продолжали посещать часовни. В послевоенные годы было разрешено восстановить нек-рые закрытые церкви. В 70-е гг. большая часть взрослого сельского населения соблюдала религ. традиции. Устойчиво сохранялись семейно-родовые обычаи.
   В религ. жизни совр. мордовского народа ведущую роль играет Русская Православная церковь. Для возрождения православия в Мордовской Республике в 1991 учреждена Мордовская и Саранская епархии. За короткий срок были восстановлены и обустроены мн. закрытые церкви. В наст. вр. церк. служба регулярно проводится в 132 правосл. приходах и 9 монастырях (5 мужских и 4 женских).
   Активизировалась деятельность среди мордвы прот. церквей. Растет численность сторонников ЕХБ, пятидесятников и др. прот. церквей. В 1991 благодаря усилиям проповедников из Финляндии учреждена Мокшанско-эрзянская лютеранская церковь. Она объединяет пока лишь несколько десятков человек. Стокгольмским институтом перевода Библии были подготовлены и изданы в Финляндии на мордовском языке нек-рые части Нового Завета.
   Укрепляются и позиции ислама. Для 47 тыс. татар в республике действуют ок. 30 исламских мечетей.
   В религ.-мифологической картине мира совр. верующих сохраняются представления о подземных, земных и небесных духах и божествах. Существует вера во множество всевозможных призраков. Почитаются души умерших, к-рые считаются посредниками в отношениях людей с миром сверхъестественных существ. Различаются духи местностей, всевозможных болезней, к-рым в особых случаях приносят бескровные жертвы. Сохраняется вера в сверхъестественную силу лечебной, вредоносной, любовной, хозяйственной магии. Периодически проводятся семейные и семейно-родовые поминки, на к-рых в честь умерших покровителей рода зажигают свечу. На поминках, устраиваемых на сороковой день после смерти человека, иногда по традиции специально назначают человека, к-рый разыгрывает роль покойного. В традиц. народной свадьбе наряду с церк. венчанием соблюдаются дохрист. обычаи и обряды.
   Предпринимаются усилия по возрождению традиционных мордовских праздников с жертвоприношениями. В 1995 состоялось моление в с. Старое Качеево. В наст. вр. идеи возрождения языческих традиций поддерживаются в осн. представителями художественной интеллигенции. Они проявляют повышенный интерес к сохранению самобытной народной культуры. Мордовская интеллигенция озабочена поиском идеи, способной объединить мордовский этнос.
   Н.С. Попов

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мордвы верования" в других словарях:

  • Народов Поволжья и Приуралья религиозные верования —    В Поволжско Приуральском регионе в тесном контакте проживают финно угорские (мордва, мари, удмурты), тюркские (татары, башкиры, чуваши), славянские (русские, украинцы) и др. народы. Древними поселенцами края являются финно угорские народы. Они …   Религии народов современной России

  • Чувашей верования —    Чуваши тюркоязычный народ Поволжья, насчитывающий 1 842 346 чел. Из них в Чувашской Республике проживает более 46 % (906 922 чел.). В населении республики доля чувашского народа составляет 67,8 %, русских 26,7, татар 2,7, мордвы 1,4 %. Большая …   Религии народов современной России

  • Мордва — Самоназвание мокшет, эрзят …   Википедия

  • Новая Кармала — Село Новая Кармала Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Россия. Население: Россия в этнографическом отношении — Первые сколько нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности и начала… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Чуваши — племя, живущее сплошными массами в Козьмодемьянском, Ядринском, Чебоксарском и Цивильском уездах Казанской губернии, в Курмышском и в северной части Алатырского уезда Симбирской губернии, менее сплоченно, вперемешку с татарами и русскими, в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны …   Энциклопедия мифологии

  • Тюштя — Тюштя или Тюштян (мокш. Тюштя) центральный герой эрзянского и мокшанского героического эпоса «Тюштя», сын бога грома и войны Атямшкая и земной девушки Литовы. Тюштян легендарный мокшанский …   Википедия

  • ЮРТОВ — Авксентий Филиппович [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус. инородч.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЮРТОВ Авксентий Филиппович — [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус. инородч. учительской семинарии …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»